Информация от контролирующих органов
_________________________________
________________________________________
Славянской межрайонной прокуратурой организована «Горячая линия» по вопросам защиты прав детей на обеспечение их лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированным питанием.
Славянской межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводится работа по защите прав детей на получение качественной медицинской помощи, обеспечения их необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированным питанием.
По вопросам защиты прав детей, в том числе страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями: и специализированным питанием, граждане могут обращаться в: Славянскую межрайонную прокуратуру на телефон «Горячей линии» 8 (861-46) 4-16-74 с понедельника по пятницу с 09-00 до 18-00.
_____________________________________
Прием граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве
Славянской межрайонной прокуратурой совместно с руководством Славянского ГОСИ ГУ ФССП России по Краснодарскому краю проводятся тематические приемы граждан, посвященные соблюдению законодательства об. исполнительном производстве.
Граждане могут обратиться с устной жалобой или письменным заявлением по вопросам реализации прав в сфере законодательства об исполнительном производстве.
Прием проходит еженедельно по четвергам с 11.00 до 13.00 в Славянской межрайонной прокуратуре по адресу: с Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, д. 49.
Телефоны для справок: 3(86146)-4-16-74, 3(86146)-4-05-25.
_________________________________________________________________________
Прием граждан по вопросам соблюдения законодательства об исполнительном производстве
27.01.2023 Славянской межрайонной прокуратурой совместно с руководством Славянского ГОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю будет проведен тематический прием граждан, посвященный соблюдению законодательства об исполнительном производстве.
Граждане могут обратиться с устной жалобой или письменным заявлением по вопросам реализации прав в сфере законодательства об исполнительном производстве.
Прием будет проходить с 11.00 до 13.00 в Славянской межрайонной прокуратуре по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, д. 49.
И.о. межрайонного прокурора
советник юстиции Д.В. Петрушенко
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Славянская межрайонная прокуратура разъясняет:
Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлений частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21.09.2022 объявлен частичная мобилизация. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус и уровень денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Правовое регулирование в области мобилизации ос цествляется Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационно подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Также при организации надзора в указанной сфере следует руководствоваться положениями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военно службе», Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
Следует иметь ввиду, что ст. 9 Федерального закона от 26.02|1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» предусмотрена обязанность организаций оказывать содействие военным комиссариаты при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 27.09.2027 принят законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающий особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту. Согласно поправкам для указанных категорий граждан трудовой договор либо служебный контракт будет приостанавливаться до момента окончания военной службы. Период приостановки включается в трудовой стаж и стаж работы по специальности. Для членов семей мобилизованных и добровольцев предусмотрен запрет без их Согласия на особый режим работы (командировки, сверхурочно, в ночное время, выходные и праздничные дни), преимущественное право сохранения работы при сокращении. Для приостановления трудового договора работнику нужно предоставить повестку из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации (либо предоставить работодателю копию повестки, если работник уже призван).
Разъяснения для работодателей также содержатся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042 «О сохранении рабочих мест для мобилизованных граждан».
Государственной Думой Федерального Собрания Российско Федерации 28.09.2022 приняты изменения в законодательство, в соответствии с которыми призванные в рамках частичной мобилизации граждане, получившие кредит до призыва на военную службу, смогут оформить кредитные каникулы. Определенной законом катёгории лиц предоставляется право обратиться к кредитору с требованием об изменении условий договора, предусматривающем приостановление исполнения обязательств на срок, не превышающий срока военной службы, или об уменьшении размера платежей в течение льготного периода (в течение действия договора, но до 31.12.2023, и если ранее отсрочка по этому кредиту не предоставлялась).
В связи с чем, граждане могут воспользоваться правом на подачу в службу судебных приставов заявлений о приостановлении взыскания по исполнительным производствам (в т.ч. непосредственно в пунктах призыва). Предусмотрено освобождение мобилизованных и членов их семей от пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ и взносов на капитальный ремонт (в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта РФ).
Также Федеральная нотариальная палата освободила лиц, призванных на военную службу в связи с объявлением частичной мобилизации, от платы за ряд социально значимых нотариальных действий (оформление доверенности на распоряжение имуществом, совершение сделок, выдачу согласий законных представителей, опекунов, попечителей на юридически значимые действия для несовершеннолетних детей и др.).
Разъяснения по актуальным вопросам, связанным с проведением частичной мобилизации (в том числе в формате «вопрос-ответ»), публикуются на официальном Интернет-ресурсе для информирования о социально-экономической ситуации, созданном по инициативе Правительства Российской Федерации «Объясняем.рф».
Кроме того, по вопросам проведения частичной мобилизации граждане могут обращаться в Славянскую межрайонную прокуратуру на телефон «Горячей линии» (861-46) 4-16-74.
________________________________________________________________________________________
______________
В Славянской межрайонной прокуратуре руководством прокуратуры края будет проведен прием граждан
В Славянской межрайонной прокуратуре по адресу: г. Славянск-на- Кубани, ул. Ковтюха, 49, 06 октября 2021 года с 10.00 до 13.00 часов прокурор Краснодарского края Табельский Сергей Владимирович проведет прием по вопросам соблюдения прав и свобод граждан на территории муниципального образования Славянский район.
Телефон для справок: 8 (86146)4-05-25.
__________________________________________________________
В Славянской межрайонной прокуратуре руководством прокуратуры края будет проведен прием граждан
В Славянской межрайонной прокуратуре по адресу: г. Славянск-на- Кубани, ул. Ковтюха, 49, 06 октября 2021 года с 10.00 до 13.00 часов прокурор Краснодарского края Табельский Сергей Владимирович проведет прием по вопросам соблюдения прав и свобод граждан на территории муниципального образования Славянский район.
Телефон для справок: 8 (86146)4-05-25.
____________________________________________________________________________________________
В Славянской межрайонной прокуратуре по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Ковтюха, 49, 7 сентября 2021 с 13.00 до 15.00 часов проведет прием заместитель прокурора Краснодарского края Бондар Игорь Анатольевич по вопросам соблюдения прав и свобод граждан на территории муниципального образования.
Телефон для справок: (88614640525).
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Данные о вспомогательном виде использования земли в скором времени не нужно будет вносить в ЕГРН
Правообладателям позволят использовать землю согласно вспомогательному виду разрешенного использования, не внося сведения об этом в ЕГРН. Такое уточнение планируют закрепить в Земельном Кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости». Проект федерального закона находится на публичном обсуждении в сети Интернет (https://regulation.gov.ru/projects#npa=110231).
Из-за отсутствия прямого указания закона, правоприменительная практика разделилась. Одни суды настаивают на внесении сведений в ЕГРН, другие признают возможность дополнительного использования и без изменения данных в реестре. На это ранее указывал Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П).
Данным постановлением ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в ЕГРН сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Предлагаемые поправки ограничат привлечение к ответственности за нецелевое использование земли.
«Славянской межрайонной прокуратурой пресечена незаконная деятельность местного жителя, распространявшего в социальной сети экстремистские материалы»
Славянской межрайонной прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными органами края в ходе мониторинга сети Интернет выявлен факт массового распространения местным жителем города Славянска-на-Кубани экстремистских материалов неопределенному кругу лиц.
Установлено, что указанным лицом на протяжении длительного периода времени с использованием собственной страницы в одной из социальных сетей массово распространялись экстремистские материалы (запрещенный текст песни в исполнении музыкальной группы), направленных на возбуждение межнациональной розни, включенный в опубликованный Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации.
По данному факту Славянской межрайонной прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого постановлением суда местный житель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов), и ему назначено наказание в виде штрафа.
В результате принятых мер прокурорского реагирования незаконная деятельность местного жителя пресечена, экстремистские материалы удалены.
Работа в данном направлении продолжается.
«За нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (услуге) и его изготовителе предусмотрена административная ответственность»
Статьей 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.03.2020 № 56-ФЗ, в виде штрафа за отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом.
Так, в случае отказа социально-уязвимым категориям граждан в доступе к товарам (работам, услугам), виновным лицам грозит штраф: должностным лицам - в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; юридическим лица - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Отказ не повлечет наступление административной ответственности только в установленных законом случаях. Такими случаями являются, например, ограничения, при обеспечении доступа к управлению транспортным средством, при продаже отдельных видов товаров несовершеннолетним и пр.
Кроме того, данная статья дополнена также примечанием, предусматривающим, что в случае неоднократного отказа одному потребителю либо неоднократного отказа двум и более потребителям одновременно административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
«Ответственность за самовольные переустройства и (или) планировка помещения в многоквартирном доме»
Славянская межрайонная прокуратура разъясняет, что 24.04.2020 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 133-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Наименование статьи 7.21 КоАП РФ изложено в новой редакции – «Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройства и (или) планировка помещения в многоквартирном доме».
В новой редакции изложена часть 1 статьи 7.21 КоАП, в соответствии с которой устанавливается ответственность за порчу жилых помещений или порчу их оборудования либо использование жилых помещений не по назначению.
Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 2 до 3 тыс. рублей; на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. рублей.
Часть 2 статьи 7.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме.
За совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. рублей.
Закон вступил в силу 05.05.2020 года.
«С 1 июня 2020 года расширены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание»
Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в статью 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которой установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Нововведениями установлено, что с 1 июня 2020 года пристав-исполнитель не вправе обращать взыскания на денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.
При этом, требования о невозможности взыскания указанных видов доходов, закреплены и в иных статьях.
Так, статья 70 Закона закрепляет, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 закона не может быть обращено взыскание.
При этом ранее действующая редакция закона не предусматривала запрет на изъятие денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.
«В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в части раскрытия информации о принятии обеспечительных мер».
С 1 апреля 2020 года вступили в законную силу внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации дополнения, связанные с открытостью отдельных сведений, размещаемых налоговым органом в сети «Интернет».
Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» статья 72 дополнена пунктом 4, согласно которому на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов размещаются сведения, касающиеся принятия решений о применении обеспечительных мер в виде залога / ареста имущества, запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества, а также информацию об отмене либо
о прекращении действия таких решений.
Согласно приказу ФНС России от 27.05.2020 № ЕД-7-21/352@ в составе указанных сведений подлежат размещению, в частности: ИНН, наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя); принятые обеспечительные меры; дата решения о принятии/об отмене обеспечительных мер; сведения об имуществе, в отношении которого приняты обеспечительные меры, и его индивидуальные признаки.
Сведения размещаются в течение трех рабочих дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения. Обновление информации производится ежедневно в автоматическом режиме на основании данных информационных ресурсов налоговых органов.
«Внесены изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также об ответственности за нарушение санэпидправил»
Федеральными законами от 01.04.2020 № 99-ФЗ и № 100-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Поправки касаются ответственности за нарушения санитарных правил в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
За такие правонарушения введены штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП - от 50 до 150 тысяч рублей, для юрлиц - от 200 до 500 тысяч рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Если указанные нарушения причинили вред здоровью человека или повлекли его смерть, предусматривается административный штраф для граждан - от 150 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц - от 300 до 500 тысяч рублей, для ИП и юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. Административная ответственность в указанных случаях наступит, если деяния не содержат признаков преступления.
В случае вспышки массового заболевания или отравления людей суд может назначить штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей по статье 236 Уголовного кодекса РФ. Возможно также лишение свободы на срок до 3-х лет. Если же нарушение правил повлекло смерть человека по неосторожности, то штраф может составить от 1 до 2 млн рублей, а лишение свободы - до 5 лет. Ответственность в виде лишения свободы до 7 лет наступит за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее гибель двух или более человек.
Оба закона вступили в силу со дня их официального опубликования – 1 апреля 2020 года.
«Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав детей при приеме на обучение»
Славянской межрайонной прокуратурой в связи с изменениями, внесёнными в законодательство об образовании и семейное законодательство, проведена проверка правил приёма обучающихся в общеобразовательные организации.
В настоящее время дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приёма на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
Между тем в правилах приёма семи муниципальных общеобразовательных учреждений Славянского района подобное положение отсутствовало.
В этой связи Славянской межрайонной прокуратурой принесено на указанные локальные правовые акты 70 протестов, по результатам рассмотрения которых в школьные правила приёма внесены необходимые изменения.
«Правительством Российской Федерации введен мораторий на
возбуждение дел о банкротстве в отдельных отраслях»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020№ 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве в тех отраслях,которые наиболее пострадали от распространения коронавируса.
Мораторий также распространяется на организации, которые включены в следующие перечни: системообразующих организаций; стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ; стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики.
Мораторий будет действовать в течение шести месяцев со дня опубликования постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации опубликовано и вступило в силу 06.04.2020.
Граждане, находящиеся на карантине после загранпоездки, могут оформить электронный больничный через Единый портал госуслуг
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 № 294 утверждены Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина.
Временные правила распространяются на застрахованных лиц, прибывших в Российскую Федерацию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), а также на проживающих совместно с ними застрахованных лиц.
В каждом регионе должны быть определены уполномоченные медицинские организации, которые обеспечат дистанционную выдачу и оформление электронных листков нетрудоспособности. Заявление о выдаче больничного подается через Единый портал госуслуг. Если у гражданина нет доступа к данному ресурсу, за него это может сделать другое лицо, имеющее личный кабинет на портале.
В правилах прописан порядок заполнения и направления заявления о выдаче электронного листка нетрудоспособности, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению, порядок действий ФСС РФ, уполномоченной медицинской организации, страхователя после их получения.
Временные правила начали применяться с 20 марта текущего года и будут действовать до 1 июля 2020 года.
«О возврате заемщику денежных средств за страхование»
Славянская межрайонная прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 27.12.2019 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» статья 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» дополнена частью 10, согласно которой в случае полного досрочного исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа) кредитор и (или) третье лицо, действующее в интересах кредитора, оказывающие услугу или совокупность услуг, в результате оказания которых заемщик становится застрахованным лицом по договору личного страхования, указанному в абзаце первом части 2.1 статьи 7 настоящего Федерального закона, на основании заявления заемщика об исключении его из числа застрахованных лиц по указанному договору личного страхования обязаны возвратить заемщику денежные средства в сумме, равной размеру страховой премии, уплачиваемой страховщику по указанному договору личного страхования в отношении конкретного заемщика, за вычетом части денежных средств, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого заемщик являлся застрахованным лицом по указанному договору личного страхования, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения кредитором и (или) третьим лицом, действующим в интересах кредитора, указанного заявления заемщика. Положения настоящей части применяются только при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая, в отношении данного застрахованного лица.
Вышеуказанный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
"На полицию возложена обязанность по информированию близких лиц или родственников пострадавшего об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию"
Федеральным законом от 06.02.2020 №12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О полиции».
Так, согласно новым изменениям на полицию возложена обязанность по информированию близких лиц или родственников пострадавшего об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию. Такие сведения при наличии должны сообщаться в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию.
Кроме этого установлено, что о каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или земельный участок со взломом (разрушением) запирающих устройств, элиментов и конструкций, препятствующих проникновению, собственник, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие либо законный представитель, информируется в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения.
Изменения вступил в силу с 17.0.2020.
Прокурор отдела по надзору за следствием
и дознанием в органах внутренних дел
прокуратуры Краснодарского края
А.В. Степанов
"При отсутствии пригодного жилья разведенные родители будут нести дополнительные расходы на детей"
Федеральным законом от 06.02.2020 № 10-ФЗ внесены изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации «Участие родителей в дополнительных расходах на детей».
При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 86 Семейного кодекса РФ, каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Ранее действующий перечень таких оснований не являлся исчерпывающим, но в силу сложившейся практики, применялся к обстоятельствам, связанным с состоянием ребенка (лечение несовершеннолетнего, его реабилитация).
Теперь законодателем установлено, что таким обстоятельством является также отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Закон вступил в силу 17 февраля 2020 года и призван защитить жилищные права детей при расторжении брака родителей.
«Для получения пособий справку об инвалидности можно не предоставлять»
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2020 № 114 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части предоставления сведений об инвалидности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что с 01 июля 2020 года инвалидам для получения пособий не придется представлять справку об установлении инвалидности.
Внесены соответствующие поправки в ряд актов Правительства РФ. Справка об установлении инвалидности и другие необходимые для предоставления соответствующей государственной услуги документы будут запрашиваться уполномоченными органами в порядке межведомственного электронного взаимодействия и из ФГИС «Федеральный реестр инвалидов».
«Верховный суд Российской Федерации разъяснил вопросы судебной практики, связанные с мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции»
В соответствии с Обзором Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1 от 21.04.2020, наказывать за нарушения режима самоизоляции можно только в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. То есть по части 2 статьи 6.3 КоАП можно привлекать только тех, кто обязан был соблюдать изоляцию, но не сделал этого. То есть тех граждан, кто болен коронавирусом, либо контактировал с заболевшими, либо прибыл из неблагополучных стран. Ответственность по этой статье - от 15 до 40 тысяч рублей. При этом федеральное законодательство допускает медицинское вмешательство и изоляцию таких нарушителей. В отношении тех граждан, кто не выполнил правила поведения в связи с режимом повышенной готовности, например, вышел из дома без необходимости, то им грозит ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штраф до 30 тысяч рублей.
Верховный суд разъяснил и другие важные вопросы, связанные с нынешней ситуацией. В частности, как исчисляются сроки обжалования. Формально нерабочие дни, объявленные главой государства, не приостанавливают течение процессуальных сроков. Так как в полном смысле выходными они не являются. Но противоэпидемиологические меры могут стать основанием для продления этих сроков. Например, срок исковой давности по какому-то делу истекает, а гражданин не успел подать иск в связи с требованиями о самоизоляции. Формально время для подачи иска истечет. Однако сразу после того, как режим самоизоляции будет отменен, возможно подать заявление о восстановлении пропущенного срока. Каждый раз суды должны индивидуально принимать решение с учетом обстоятельств. Но, как пояснил Верховный суд России, невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском, например, режим самоизоляции, плюс невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи, может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления.
«О возврате заемщику денежных средств за страхование»
«Принят закон о праве граждан выбирать источник получения информации о мерах социальной поддержки»
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 461-ФЗ внесены изменения в два Федеральных закона «О государственной социальной помощи» (он дополнен новой нормой) и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» (статью 3).
Согласно поправкам граждане смогут получать из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) персонифицированную информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах по своему выбору через портал госуслуг, по телефону, в МФЦ и органах власти.
При этом возможность воспользоваться таким право через единый портал государственных и муниципальных услуг появится с 1 декабря 2020 года, с помощью выделенного телефонного номера - с 1 июля 2021 года, а с 1 января 2022 года можно будет получить соответствующую информацию при личном посещении органов госвласти, местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Законом также продлен срок, до которого органы соцзащиты населения смогут получать в рамках межведомственного электронного взаимодействия сведения о госрегистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в реестре ЗАГС, с 31 декабря 2019 года до 31 декабря 2020 года.
Федеральный закон вступил в силу с 28 декабря 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные (вышеуказанные) сроки.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Правительством России утвержден порядок учета и контроля за обращением опасных отходов в ГИС
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 утверждено Положение о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Размещение информации в указанной ГИС позволит осуществлять контроль за движением высокоопасных отходов от источников их образования до мест обработки, обезвреживания, утилизации или размещения. Обрабатывать информацию в системе сможет только федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности. Пользователи будут иметь лишь доступ к размещенным сведениям.
В документе закреплены:
- порядок создания, эксплуатации и модернизации указанной ГИС;
- состав информации для включения в систему;
- форма, сроки и порядок представления сведений;
- процедура доступа к информации, содержащейся в ГИС;
- правила информационного взаимодействия системы с другими госинформресурсами.
Правительственный документ начал действовать с сегодняшнего дня – 30 октября 2019 года.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Трудовым кодексом РФ закреплены дополнительные гарантии сельским работницам
Федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 372-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности.
Действующим Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) предусмотрен ряд дополнительных гарантий в сфере трудовых отношений женщинам, работающим в сельской местности.
Теперь такие гарантии закреплены в новой статье Трудового кодекса РФ 263.1 и включают повышенную зарплату, когда по условиям труда рабочий день разделен на части, а также сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, с оплатой в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
За сельскими работницами также сохранено право на один дополнительный выходной день в месяц за свой счет.
В новом правовом формате применение указанных трудовых гарантий станет возможным с 23 ноября 2019 года.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Внесены изменения в законодательство в сфере противодействия коррупции
Федеральным законом от 16.12.2019 № 432-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, касающиеся прав и ответственности госслужащих.
Так, согласно данному закону в 6-месячный срок, установленный для привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, не подлежат включению периоды их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, а также время производства по уголовному делу.
Законом установлен порядок, в соответствии с которым предусмотрена возможность участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих в управлении некоммерческими организациями.
Также законом предусмотрено право государственного гражданского служащего участвовать на безвозмездной основе в управлении некоторыми коммерческими организациями в качестве члена коллегиального органа управления этих организаций в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Поправки в антикоррупционное законодательство начнут действовать с 27 декабря 2019 года.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Законодателем установлен порядок ведения электронных трудовых книжек
Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, которыми установлен порядок формирования и хранения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде.
Так, с 1 января 2020 года работодатели обязаны формировать в электронном виде сведения о трудовой деятельности каждого работника (о месте работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу и увольнении с указанием основания и причины) и представлять их в установленном порядке в информационную систему Пенсионного фонда РФ.
Законом определены способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в Пенсионном фонде РФ, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Работодатель обязан письменно уведомить по 30 июня 2020 года включительно каждого работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор между продолжением ведения трудовой книжки или представлением ему сведений о трудовой деятельности в электронной форме.
До конца 2020 года работникам надлежит подать работодателям заявления о продолжении формирования сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме (во втором случае работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение). Если от работника не поступит никакого заявления, то работодатель должен продолжить вести трудовую книжку.
Для лиц, впервые поступающих на работу после 1 января 2021 года, предусмотрено ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Трудовая книжка указанным работникам оформляться не будет.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Установлены дополнительные меры поддержки граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Законом введено требование о включении в размер возмещения за изымаемое жилое помещение рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Также предусмотрена возможность расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств региональных и местных бюджетов на приобретение жилых помещений, строительство домов, выплату гражданам возмещения, предоставление субсидии на приобретение (строительство) гражданами жилых помещений, а также застройщикам, реализующим проекты по развитию застроенных территорий или комплексному развитию территорий.
Федеральный закон вступил в силу с 28 декабря 2019 года.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Законодателем изменены требования к порядку разрешения сообщений о преступлениях
Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, уточняющие полномочия прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, и обязанности поднадзорных органов.
Так, в перечень мер прокурорского реагирования включено требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных органами дознания и следственными органами при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия.
Дополнено понятие сообщения о преступлении. Таковым наряду с заявлением о преступлении, явкой с повинной, рапортом об обнаружении преступления, новым законом признано и постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Также закреплена обязанность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа при принятии решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности направить прокурору копию соответствующего постановления в течение 24 часов с момента его вынесения.
Споры о передаче сообщения по подследственности должны разрешаться прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.
Новые законоположения действуют с 8 января 2020 года.
Заместитель
Славянского межрайонного прокурора
советник юстиции М.Ю. Уджуху
Исп. Носачева Виктория Сергеевна
8-918-285-50-48
Прокуратура разъясняет, что потребитель вправе самостоятельно выбрать организацию, осуществляющую техническое обслуживание газового оборудования.
В последнее время участились случаи поступления в межрайонную прокуратуру обращений граждан по вопросу оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового, внутриквартирного газового оборудования.
Напомним, что в силу требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 утвержден порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно которому абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового, внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать заключенного со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте данного оборудования.
При этом специализированная организация является организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового, внутриквартирного газового оборудования, соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) соответствующее уведомление.
На территории Краснодарского края реестр уведомлений о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования опубликован Государственной жилищной инспекцией края на официальном сайте (https://gzhi.krasnodar.ru) в разделе «О госжилинспекции края» подразделе «Перечень реестров, находящихся в ведении госжилинспекции края».
Таким образом, абонент, приобретающий газ, самостоятельно вправе выбрать компанию, с которой он может заключить договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового, внутриквартирного газового оборудования руководствуясь стоимостью, уровнем качества оказываемых услуг и иными критериями отбора.
Новые полномочия прокурора в рамках Кодекса административного судопроизводства.
Редакцию Кодекса административного судопроизводства РФ с 30 июля 2018 года изменил Федеральный закон от 19.07.2018 № 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь в К АС РФ будут закреплены дополнительные полномочия прокурора. Сотрудники прокуратур получили право на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан.
Поправки внесены в статью 275 КАС РФ «Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством». Теперь новой редакцией предусмотрено, что административное исковое заявление о принудительной госпитализации может подписать: руководитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях; заместители руководителя медицинской организации; прокурор. При этом прокуроры будут участвовать в соответствующих заседаниях. Но и лица, подлежащие госпитализации, также должны быть доставлены в суд, при наличии такой возможности в их состоянии.
В связи с этим в новой редакции изложена статья 276 КАС РФ. В нее добавлен абзац такого содержания: В случае возможности для гражданина участвовать в судебном заседании в помещении суда на медицинскую организацию, в которую помещен гражданин, возлагается обязанность обеспечить участие этого гражданина в судебном заседании. Также изменилась часть 5 статьи 277 КАС РФ, определяющая возможность вступления прокурора в судебный процесс по административному делу о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока его госпитализации, если дело возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора. Законодатели установили, что в таком случае прокурор, вступивший в судебный процесс, должен будет дать заключение по этому административному делу.
Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края
С.Н. Стрелковский
Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Право граждан на свободный доступ к водным объектам
Проблема свободного доступа граждан к водным объектам с наступлением летнего сезона приобретает особую актуальность.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, за исключением случае, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд на соответствующей территории.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к водному объекту и береговой полосе водных объектов общего пользования.
Несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административную ответственность по статье 8.12.1 КоАП РФ для граждан до 5 тысяч рублей; для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена судом на срок до девяносто суток.
Незаконными являются также требования об уплате денежных средств за проезд на земельные участки и прилегающие водные объекты, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, право пользования которыми не передано лицам, взимающим плату.
Ответственность за такие действия наступает по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
По фактам взимания денежных средств за проход граждан к водным объектам и по ограничению проезда транспортных средств следует обращаться с заявлениями в правоохранительные органы (территориальные отделы полиции).
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
Любое иное пользование участками недр влечет административную и уголовную ответственность.
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Требования законодательства об охране животного мира при оборотоспособности видов диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Согласно абзацу 1 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации заносятся объекты животного мира, признанные редкими и находящимися под угрозой исчезновения.
В абзаце 3 ст. 24 данного Федерального закона и в п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание таких животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускается в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» установлено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.
В соответствии с абзацем 2 ст. 24 Федерального закона «О животном мире» действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Статья 8.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно за действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализации которых запрещена или ограничена.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
О пожарной безопасности в лесах
В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров необходимо соблюдать меры предосторожности в лесу для предотвращения либо снижения случаев возникновения лесных пожаров.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова в лесахзапрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.
В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
ж) засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
з) выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесных участков, обязаны:
- хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
- соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (данные нормы предусмотрены Правилами пожарной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417);
- в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, способах тушения лесных пожаров.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная (ст.ст. 20.4 и 20.4 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 261 УК РФ).
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Ответственность за нахождение в охотничьих угодьях с орудиями охоты
Природоохранная прокуратура разъясняет, что при осуществлении охоты охотник должен иметь при себе охотничий билет, разрешение на оружие, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а также в случае охоты в закрепленных угодьях – путевку.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте), любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Также при осуществлении охоты должны соблюдаться Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512.
Нарушение Правил охоты влечёт административную ответственность по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, согласно ч. 2 ст. 57 Закона об охоте к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Таким образом, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, в том числе зачехленным, разобранным, незаряженным, без разрешения на охоту приравнивается к охоте и является нарушением пп. «в» ст. 3.2 Правил охоты.
Указанные действия прямо нарушают требования Закона об охоте и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 4 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от 20 000 до 35 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Соглашение об определении долей в общем имуществе супругов должно
быть нотариально удостоверено
В соответствии с Семейным кодексом РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности; законный режим действует, если брачным договором не установлено иное, брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Раздел общего имущества супругов может быть произведен впериод брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов. а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имуществасупругов для обращения взыскания на долю одного из супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению соглашение о разделе общего имущества, нажитого в период брака, должно быть нотариально удостоверено. Супруги вправе по своему усмотрению изменить режим общей совместной собственности имущества, нажитого в браке (или его части), как на основании брачного договора, так и на основании любого иного соглашения (договора), не противоречащего нормам действующего законодательства.
Соглашение о разделе имущества супругов является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, супруги могут разделить имущество в натуре или определить доли супругов в этом имуществе соглашение о разделе общего имущества, нажитого в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
Уточнен порядок предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Федеральным законом от 02.06.2016 № 175-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обновлен порядок и основания возврата средств, предоставленных Фондом в качестве финансовой поддержки.
Устанавливается, что порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе формы и условия предоставления такой финансовой поддержки, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, на основании заявок субъектов РФ, поданных в Фонд после 1 июля 2016 года, устанавливается Правительством РФ.
С 1 января 2016 года установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Уточнены требования к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов
В частности, скорректирован перечень информации о регистранте и изготовителе, который указывается в рекомендации о транспортировке, применении и хранении пестицида, а также на тарной упаковке пестицида и агрохимиката.
Кроме того, уточнен перечень случаев, в которых вносятся изменения в утвержденные рекомендации о транспортировке, применении и хранении пестицида и агрохимиката. Помимо прочего в него включено изменение местонахождения изготовителя.
Порядок работы нотариусов с единой информационной системой нотариата, в части, касающейся работы с завещаниями, будет обновлен с 1 июля 2016 года
Утвержденный Решением Правления Федеральной нотариальной палаты новый порядок работы с ЕИС предусматривает, в частности, следующие положения:
- поиск информации о завещании в ЕИС возможен только в случае смерти завещателя, при этом в запросе должны быть указаны ФИО завещателя, дата его смерти, номер и дата актовой записи о смерти;
- только нотариус, который ведет наследственное дело, может получить из реестра нотариальных действий полностью всю информацию о завещаниях наследодателя с его сканами-образами;
- в случае, когда к нотариусу обратились заинтересованные лица с вопросом о розыске завещания и наследственное дело у него не открыто, он может запросить сведения о наличии завещаний наследодателя по письменному заявлению заинтересованного лица (в том числе потенциального наследника) только на основании документов, подтверждающих факт смерти;
- нотариус не может проверить завещание в случаях, если у нотариуса на руках завещание, удостоверенное другим нотариусом, наследственное дело не открыто и отсутствует свидетельство о смерти;
- если для розыска завещания обратился завещатель, то нотариус может выдать ему информацию только в том случае, если завещание хранится в делах этого нотариуса;
- работники федеральной и региональных нотариальных палат не должны иметь возможности получить сведения о завещании и сканы-образы (в том числе при проверке предоставленного завещания), а только осуществить розыск и определить, у кого из нотариусов данное завещание может храниться.
Указанные ограничения при поиске завещаний в ЕИС будут реализованы в срок до 1 июля 2016 года.
Исполнитель: помощник Славянского межрайонного прокурора Авакимян А.З. (тел. 8-918-399-61-99).
Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Право граждан на свободный доступ к водным объектам
Проблема свободного доступа граждан к водным объектам с наступлением летнего сезона приобретает особую актуальность.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, за исключением случае, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд на соответствующей территории.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к водному объекту и береговой полосе водных объектов общего пользования.
Несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административную ответственность по статье 8.12.1 КоАП РФ для граждан до 5 тысяч рублей; для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - до 50 тысяч рублей; для юридических лиц - до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена судом на срок до девяносто суток.
Незаконными являются также требования об уплате денежных средств за проезд на земельные участки и прилегающие водные объекты, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, право пользования которыми не передано лицам, взимающим плату.
Ответственность за такие действия наступает по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
По фактам взимания денежных средств за проход граждан к водным объектам и по ограничению проезда транспортных средств следует обращаться с заявлениями в правоохранительные органы (территориальные отделы полиции).
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
Любое иное пользование участками недр влечет административную и уголовную ответственность.
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Требования законодательства об охране животного мира при оборотоспособности видов диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Согласно абзацу 1 статьи 24 Федерального закона «О животном мире» в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации заносятся объекты животного мира, признанные редкими и находящимися под угрозой исчезновения.
В абзаце 3 ст. 24 данного Федерального закона и в п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание таких животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускается в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» установлено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.
В соответствии с абзацем 2 ст. 24 Федерального закона «О животном мире» действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Статья 8.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно за действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализации которых запрещена или ограничена.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
О пожарной безопасности в лесах
В целях профилактики и предупреждения лесных пожаров необходимо соблюдать меры предосторожности в лесу для предотвращения либо снижения случаев возникновения лесных пожаров.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова в лесахзапрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.
В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
ж) засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
з) выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесных участков, обязаны:
- хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
- соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (данные нормы предусмотрены Правилами пожарной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417);
- в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, способах тушения лесных пожаров.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная (ст.ст. 20.4 и 20.4 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 261 УК РФ).
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко
Ответственность за нахождение в охотничьих угодьях с орудиями охоты
Природоохранная прокуратура разъясняет, что при осуществлении охоты охотник должен иметь при себе охотничий билет, разрешение на оружие, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а также в случае охоты в закрепленных угодьях – путевку.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ (далее – Закон об охоте), любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Также при осуществлении охоты должны соблюдаться Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 № 512.
Нарушение Правил охоты влечёт административную ответственность по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, согласно ч. 2 ст. 57 Закона об охоте к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Таким образом, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, в том числе зачехленным, разобранным, незаряженным, без разрешения на охоту приравнивается к охоте и является нарушением пп. «в» ст. 3.2 Правил охоты.
Указанные действия прямо нарушают требования Закона об охоте и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 4 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от 20 000 до 35 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса Н.В. Горнушко